EDAS_Изофабрика

История прошлого

История создания комплекса Изо-городка с Изо-фабрикой «Всекохудожник», на территории бывшего села Всехсвятского, вошедшего в черту Москвы еще до 1917 г., началась с решений июньского 1932 г. пленума ЦК ВКПб и последующего пленума МК ВКПб, посвященных реконструкции и перестройке Москвы.

В материалах этих пленумов, в частности, уделялось внимание вопросам скульптурно-художественного оформления столицы, связанных с реконструкции города, «с широким привлечением научных и культурных сил».

Московские власти поддерживали создание мощной производственной базы — треста скульптуры и облицовки, необходимого для художественно-скульптурного оформления Москвы, в частности, предлагалось объединение скульптурных и производственных мастерских, создание своего рода опытной лаборатории, где выпускники соответствующих вузов могли бы совершенствоваться на заданиях по художественному оформлению Москвы.

Для осуществления этих задач нужно было обеспечить скульпторов и художников специально оборудованными мастерскими и необходимыми материалами.

Для строительства комплекса Изо-фабрики (Изо-городка) «Всекохудожник»1, было выделено место с южной стороны полосы отвода Московско-Брестской железнодорожной ветки (совр. Рижского направления) и станции Подмосковная (ныне Красный Балтиец) в северной части села Всехсвятского, невдалеке от типовых корпусов общежитий Студенческого городка 1920-х годов.

Н.П. Былинкин в своей статье о новом комплексе построек писал: «Во Всехсвятском, невдалеке от выстроившихся однообразной шеренгой геометрически элементарных корпусов студенческих общежитий, строится целый комплекс сооружений, назначение которых несколько необычно. Это будущий — «городок искусств».

Согласно первоначальному проекту, одобренному «Всекохудожником», в состав комплекса должны были войти производственные мастерские лепки, художественного литья и росписи тканей, индивидуальные мастерские крупнейших советских мастеров скульптуры и станковой живописи, научно-исследовательская лаборатория и учебный комбинат, позже именованный “Изо-училищем».

Проект нового и ответственного для столицы объекта, поручили разработать молодому, но уже опытному, архитектору Г.П. Гольцу, работавшего под руководством таких известных зодчих, как А.В. Щусев и И.В. Жолтовский.

Он в течение 1932-1933 гг. закончил проект для подачи в Архитектурно-планировочное управление.

Само строительство растянулось на несколько лет с 1933 г., и к 1937 г. выстроили лишь незначительную часть комплекса.

У «Всекохудожника» менялось руководство, менялся проект, несколько раз менялся технологический процесс, не хватало средств.

Всероссийское Кооперативное Товарищество «Всекохудожник» — заказчик проекта фабрики изобразительных искусств обязался представить, выполненный мастерской Г.П. Гольца проект застройки участка и оформление фасадов в АПУ Москвы.

Вопрос рассматривался на заседании Президиума Моссовета 5 июля 1933 г. Готовый Технический проект был рассмотрен и утвержден экспертным советом в июне 1933 г. В нем упоминались следующие постройки: каменный двухэтажный главный корпус, 2 и одноэтажная мраморно-гранитная мастерская двухэтажный корпус лепного цеха, одноэтажное здание склада, каменного двухэтажного дома индивидуальных мастерских, одноэтажные механические мастерские, 2-х-этажные пигментные мастерские, одноэтажная котельная, трансформаторная будка, склад горючего.

Все строительство предполагалось выполнить в течение 2-х этапов на территории выделенных участков. Первый этап предполагали осуществить в период 1933-1934 гг.

Кроме Г.П. Гольца в проекте первой очереди Изо-фабрики участвовала группа архитекторов во главе с М.П. Парусниковым, с которым он работал в конце 1920-х гг. над проектами зданий банков в Минске, Иваново-Вознесенске и в проекте Дворца Советов (совместно с И.Н. Соболевым). Так же в группе Проектной мастерской Моссовета № 1 у И.В. Жолтовского работали Мочальская, Шаповалова и И. Роговин. Экспертную работу по проекту поручили известному московскому архитектору В.М. Маяту.

Архитектурно-художественный совет АПУ, рассмотрев проект Изо-городка «Всекохудожника», сделал к нему существенные замечания. Это касалось неравномерной застройки на предполагаемых к строительству участках № 1-3.

Предлагалось перенести на новые места жилой дом, столовую и живописные мастерские. Также было предложено увеличить этажность производственных зданий, осваивая 2 и 3 этажи. Первоначально запроектированный одноэтажный лепной цех предложили сделать двухэтажным, с устройством над ним производственных помещений.

Индивидуальные скульптурные и живописные мастерские соединялись в один корпус (первоначально предполагалось возвести две отдельные постройки), размещенный по улице. Предполагаемую пигментную мастерскую с 3 участка перенесли на № 1.

Во вторую очередь предлагалось построить заводоуправление, а также оставшиеся производственные корпуса. Кроме того в эту очередь планировали построить временные двухэтажные жилые дома, каждый с 4 к вартирами и с размещением столовой и клуба.

В конце 1936 г. Отдел проектирования Моссовета перерегистрировал проекты зданий Изо-фабрики: механической мастерской, котельной, корпуса лепки и игрушки, корпуса мраморных и гранитных изделий и пигментного цеха. Наблюдение за строительством осуществлял автор проекта Г.П. Гольц.

На проектном генплане участка, датированном 1936 г., по Красноармейской (современной Часовой) улице располагались слева — направо: эмальерно-филигранное производство, цех росписи шелковых и хлопчато-бумажных тканей, за ним бронзолитейных цех, макетно-модельный, знаменный и кистевязальный цех, за ними под здания складов, центральный комплекс с галереями и двором, с главным въездом на территорию: заводоуправление, мраморно-гранитный корпус, центральный корпус лепки и экспортной игрушки, индивидуальные скульптурные и живописные мастерские, за ними внутри — механические мастерские.

С левого угла — корпус монументальной скульптуры, с правого угла — корпус не обозначался. По задней границы территории, к линии Московско-Рижской железной дороги, располагались котельная, трансформаторная будка, живописно-индивидуальный корпус.

По правой границе на плане обозначались два двухэтажных стандартных дома.

С 1937 г. началось строительство 2-й очереди, в котором участвовали архитекторы Н. Дмитриева, Ю. Кириллов и И. Рабинович.

Это в первую очередь 5- этажное здание Изо-училища (Балтийская ул., д.14). Затем 7-этажный корпус индивидуальных живописных мастерских (совр. адрес Часовая ул., д. 24), кистевязальный корпус (проект Н. Соколова), корпуса складов, соединивших кузницу и бронзолитейную.

Ситуационное расположение зданий комплекса «Изо-городка» иллюстрирует план участка, выполненный в 1937 г. для проекта размещения электрооборудования в существующих на это время постройках.

Ю. Савицкий в 1940 г. в статье, посвященной творчеству академика архитектуры Г.П. Гольца отмечал о проекте «Изо-городка», что «(…) в силу разных обстоятельств проект Г.П. Гольца подвергался значительным искажениям; Многочисленные запроектированные автором сооружения не были построены».

После перехода строительных работ от «Всекохудожника» к Комитету по делам искусств на короткий период работы возобновились. В 1940 г. по проекту архитектора 10-й АПМ Моссовета М. Нарского началось строительство здания литейной-кузницы для прохождения учебно-производственной практики студентами Изо-училища, в котором располагались кузнечная мастерская, литейная мастерская и склад металла. На плане канализации «Изо-фабрики» начала 1940-х гг. обозначались здания училища, лепного корпуса, мраморно-гранитного корпуса, гаража, котельной, пигментного корпуса, склада.

Выстроенный до войны комплекс зданий Изо-фабрики являлся одним из самых значительных (осуществленных) произведений творческого наследия известного советского архитектора Г.П. Гольца. Как и на его учителя И.В. Жолтовского, поездка в Италию и знакомство с древними памятниками архитектуры объясняют исключительные симпатии мастера к произведениям раннего итальянского ренессанса, творческая интерпретация которых определяла весь архитектурный облик проекта «Изо-городка» в Всехсвятском.

Исследователи творчества Г.П. Гольца отмечали, что главный корпус скульптуры и лепки (Часовая ул., д.28, корп.2) вызывает в памяти здание Воспитательного дома во Флоренции Филиппо Брунеллески. Сам Г.П. Гольц